Много нынче развелось всяческий студий, преподавателей,академиков, магов, гипнотизёров,которые за кругленькую сумму каждый готов сделать из тебя Мэрайю Кери (или ну по крайней мере Пугачёву).
Однако, надо заметить, пошатавшись по различным студиям и преподавателям, я поняла, что далеко не каждый человек с музыкальным образованием способен преподавать.
Начнем с самого начала:
Общепринято, что наилучший возраст для начала занятий вокалом(сольным пением со всякими примбамбасами, а не пением в хоре в третьем ряду) - это 14-15 лет. действительно, это так: после полового созревания. Дело в том, что в подростковом возрасте ломается голос не только у мальчиков, но и у девочек- с той лишь разницей, что у девочек это происходит более гладко. У меня это событие было ознаменовано тем, что из первого сопрано в хоре я перебралась во вторые альты(что честно говоря было очень не престижно). Голос не слушался, было много сипа, и было то сложно брать высокие ноты(которые до этого брались на ура ), то тяжело было на низких.
итак, 14-15 лет.до этого возраста лучше освоить фо-но и сольфеджио, хотя многие это и не делают и рады безмерно.
я сама начала в 16.правда мой преподаватель был скорее клоуном с огромным голубым армянским эго:
говорили, что он работал в кабаре,ходили слухи про то, что работает в театре Оперетты. сам он рассказывал,что проучился на психолога, потом пошел в какое-то музыкальное.
что касается преподавания: полный детский сад. Дыхание он даже не пытался ставить. термины "резонатор", "диафрагма", "позиция" даже не произносил.Ему важнее был образ, настроение- грубо говоря картинка. Зато он заставлял много выступать(от дня учителя до дня выборов -на всех фестивалях и праздниках), что было неплохим опытом. так же научил 2м клевым штукам: 1)если не получается взять какие-то высокие ноты- надо их сначала спеть на вдохе- почему-то потом все получается.
2)когда сильно простужен надо наклониться и погонять воздух на быстрых вдохах-выдохах. когда чувствуешь холодок в горле - значит готов петь.
еще большое спасибо ему- давал много женственных сценических костюмов , заставлял краситься и всё такое- если б не он- я наверное так бы и ходила в широких джинсах, потёртых кожаных куртках, расчесывала волосы раз в 3 дня - в общем.... ДААААА
после скандала на последнем звонке - препод был уволен и заниматься с ним больше не представлялось возможности.
когда я поступила в универ- первым делом пошла искать вокальную студию.. нашла..
тогда это называлось "ДЖЕМ". на бесплатное меня туда не взяли, пошла платно...
итак, представьте: никаких выступлений, одни понты вроде "супер европейская школа", "плоский, параллельно-плоский", дыхательная йога, "тщательно подобранная репертуарная программа", "наши выпускники поют в мьюзиклах".
на деле получилось:
место,где 2 раза в неделю на весь вечер зависают довольно странные люди, которые даже не пахнут мьюзиклами, притом преподавательница Янита Геннадьевна Подопригора(а нам называлась другой фамилией) занимается каждым учеником 4-5 минут, а всё остальное время курит на лестнице ДК.всё время ученики предоставлены сами себе: либо чаи гоняют, либо самостоятельно что-то учат.
очень своеобразные дыхательные упражнения с перешагиванием, жужжанием, шуршанием, прыжками,наклонами, очень жесткие и резкие(так реально можно повредить диафрагму).
упражнений с фо-но и с привязкой к вообще нотам- НОЛЬ. упражнения на голос состоят и "шепота" - на шипящие слоги и "плоского звука" - просто покричать на слог "ба", на какой-то мотив, что может привести только к несмыканию связок и множеству интересных встреч с фониатором.
может быть студия для того и создавалась- чтобы покачать деньги для себя и фониаторов без работы не оставить.
каждому ученику записывался диск с вокальными стандартами, которые надо петь.. не обязательно со словами, не обязательно даже петь- можно просто покричать все песни на слог "ба". причем джо песен дело доходило редко, потому что преподша чаще слушала нас на лестнице, пока курила.
репетиционная база нулевая: маленькая каморка в ДК, с китайским синтезатором и магнитофоном. про микрофоны даже и речи не шло.
Насчет выпускников-артистов мьюзикла могу сказать: у каждого педагога или студии есть одаренные ученики, пришедшие от кого-то другого(еще более одаренного)успех которых в общем-то и не связан с конкретным преподавателем, но недобросовестные преподы пользуются этим успехом для рекламы себя любимых. студия "джем" - именно тот случай.
не вижу никаких плюсов: потратила кучу денег, не научилась ничему, слава богу голос не сорвала(на том спасибо).после моего ухода студия продержалась полгода и канула в лету- вместе с преподавательницей, учениками и звездным пафосом.
После спешного ухода оттуда я долго штудировала интернет в поисках более-менее нормальных предложений. где-то месяц ушел на поиски и увенчался.. ну я считаю все-таки успехом.
Р-н-б певица Валери. умница- раскрасавица, выпускница того-то, сего-то, и там-то выступала, и в сериале "Клуб" снималась, поставит дыхание, научит западной манере, использует методику Брета Менинга, который работал с Тимберлейком и пр., репетиционная база в клубе "Инфинити" - ну крутотенная крутотенюшка- подумала я и пошла.
кое-как спела\прокричала "I Will Survive" Глории Гейнор, Валери покачала плечами, потом позвонила, сказала "ну могу предложить вам заниматься, но только с самого нуля".
и снова мне стали ставить дыхание...
правда, как я сейчас понимаю, это было необходимо. из-за предыдущей преподши с ее топорными упражнениями, в теле появилось множество "зажимов", во время пения наглухо зажимались такие мыщцы,которых вообще наверное и нет(уши, лапы, хвост!), так что пришлось МНОГО работать над расслаблением, над управлением диафрагмой и пр.
что было хорошо: все упражнения были записаны в тетрадь, а так же я записывала свои ассоциации , когда делала их правильно, что очень помогает при домашних занятиях. освоила терминологию(причем не только на уровне "я знаю, чё это такое",а еще "я знаю где это и иногда чувствую"
,все упражнения были с фоно(после предыдущей, даже мой почти абсолютный стал давать козлов).
я прозанималась у Валери 3 года и ушла. и дело даже не в том, что итак немаленькая цена взлетела до предельного уровня. просто я взяла столько, сколько могла у нее взять:
в сожалению, какого-то общего понимания не было- приходилось все время возвращаться к самому нижнему уровню, мы не смогли определить, от чего же, кроме зажимов, нужно избавиться в первую очередь, поэтому так и не дошли до мелизмов, импровизации(она не заморачивалась на сольфеджио, а без сольфеджио- нет импровизации), вибрато, срывов в фальцет. так и не построили фундамент для самого звука, хотя дыхание было налажено.
за все три года я выступала 2 раза- один раз в универ меня послали от группы с миссией выступить на экваторе, второй раз - в детском доме в серпухове.
это ОЧЕНЬ МАЛО!конечно, можно было выступать чаще, но это значит выступать в ночных клубах(темно,накурено, пьяные люди, люди под наркотой и всё это с 2 до 5 утра где-то.. а потом еще как-то домой ехать).
Итак, я снова оказалась в поисках своего учителя,который сможет наконец-то дать больше.
я рассудила здраво: хороший музыкант - музыкант, занимающийся не только своим голосом(или инструментом), но и знающий еще как минимум сольфеджио и историю музыки. Конечно, корочка от музыкальной школы у меня есть, а в хоровой студии я занималась у лучшей преподавательницы сольфеджио во всей Москве- Мининой Наталии Данииловны. полученных знаний, к сожалению хватает на то, чтобы написать небольшую муз пьесу,различать тонику, субдоминанту, доминанту - и пр. примитивные вещи. Но музыканту надо знать так же ВСЕ лады народной музыки, включая пентатонику, блюзовую гамму,квадрат, стандартные цепочки, все возможные септаккорды, включая полууменьшённый, уменьшенный, увеличенный, тритоновые замены, разбираться с логикой исполняемого произведения, быть способным импровизировать, а для этого понимать, что происходит в исполняемом произведении.
я решила искать суррогат музыкальной школы, для тех, кто уже чего-то знает, но кому еще есть куда расти. Нашла два такие школы- "красный химик" - это школа для тех, кто тяготит к року.. я бы даже сказала русскому року, к руссскому року, который так хотел бы походить на американской рок 60х-70х.Вроде и цена божеская, и сольфеджио есть.. но когда я узнала, что занятия будут проходить в группах, где на каждого ученика будет уделяться 5-7 минут, замаячили перед глазами моими картинки из студии "Джем". занятия по вокалу должны быть СТРОГО индивидуальные, когда учитель видит и знает твои слабые и сильные места, и может уследить за безопасностью использования твоего голоса(вы знаете,один раз сорвёте голос, а визит к фониатору стоит минимум 1200 рублей, а когда восстанавливаешь голос- надо каждую неделю ездить, а потом все равно можно голос так и не восстановить. и придется вам не петь, а сухари сушить).
короче, даже и звонить не стала.
ух и отчаялась я тогда! но в один прекрасный день я вошла в универ- и прямо перед входом в глаза мои бросилось объявление о молодежной джазовой студии. через 15 минут после этого я позвонила, разузнала, записалась на прослушивание.
конечно, первое ощущение было ужасным: подвал с низким потолком и плохой звукоизоляцией, препод, который меня прослушивал опоздал на полтора часа, вокал слушать особо не стал, но потыкал интервальчики, аккордики(тут я вспомнила Наталию Данииловну добрым словом - потому что для меня это детсад) ну и сказал: "хорошо, берём, вот контракт".
так я стала заниматься в джазовой студии:
занятия 2 раза в неделю: в один день сольфеджио и джаз.ритм., а другой специальность.
что мне понравилось в теоретических предметах:
много групп разного уровня продвинутости, то есть заново ничего не пришлось изучать,
джазовый ритм- с виду предмет дурацкий(сидят взрослые образованные люди и хором бьют барабанными палочками по тряпочкам), хотя семантически неплохой- даёт неплохую базу для начала импровизации(развивает общую "ритмичность", знакомит с разными ритмическими рисунками).
на сольфеджио дается именно то, что нужно , причем на доступном уровне.
не понравилось: помещение полный УЖАС, особенно не зачетных неделях, когда куча людей, кто на саксофоне, кто на фортепиано, кто поёт- все это одновременно, шумно в душном подвале.. ух...
так же немного.. огорчила строгая привязанность к джазу. например мне вокалистке изучать соло Чарли Паркера на саксофоне - это уж слишком.мне неинтересно, неполезно и ненужно! и подборка джазовых стандартов- для диктантов тоже весьма... хм... ну не нравятся мне старые записи жужжащие, шуршащие, и ЧИСТО джазовые и почти всегда чисто инструментальные. мне бы полезнее изучать импровизации , скажем Агилеры, Хьюстон и пр., знать основные вокалистские стандарты, как "All By My Self","I Believe I Can Fly", "Without You".
а теперь главное: ВОКАЛ!
когда я увидела свой новую преподавательницу Ксению Миляеву, я подумала "ну абзац! чему я смогу научится у нее, она же мне ровесница". действительно , ровесница, такая же помотавшаяся по безруким фуфлогонам-преподавателям с громадными амбициям. я ооочень скептически относилась к ее работе, особенно, когда она сказала "ну начнем с постановки дыхания"- ОПЯТЬ??? ну ладно, снова-так снова.Каждый раз меняя преподавателя - он лепит всё с самом начала потому что ему так реально легче и понятнее.
но со временем я стала замечать, что Ксеню я понимаю гораздо лучше всех преподов вместе взятых: она объясняет всё довольно тупо, как мне -горепрограммисту надо нужно: "тут голос, тут переломные звуки, тут фальцет- цель: сровнять по звучанию всё.", "тут используй такой резонатор, тут такой", "тут пускаешь много лишнего воздуха, если подберешь такие-то мыщцы всё получится", "здесь такие-то мыщцы опускаются, такие-тьо поднимаются", "напряги здесь, тут расслабь", "тут опусти язык" - всё грязно и просто!
Набор простых, но эффективных упражнений, который меняется с ростом уровня ученика,среди них есть "силовые" упражнения на дыхалку, есть упражнения на чистых плоский звук, есть на фальцет, есть для верхней части диапазона, есть на низы, есть на расширение диапазона, на артикулицию, на формирование слога и пр..
В общем дело пошло. сначала определили цель: вытащить чистый голос, без сипов и лишних призвуков. стало получаться, и дело пошло дальше очень быстро. К тому же, так как нет возрастной дистанции - легко определить что где непонятно, а так как она также прошла через фуфлогонов - она прекрасно знает, где и какие проблемы могут возникать при обучении.я думаю, если бы такой преподаватель мне попался раньше, всё было бы гораздо проще.
много проблем пришло от старых преподавателей: от Армена Арсеновича- отсутсвие какой-либо позиции и понимания азов, от Яниты - зажимы во всём теле, от Валери - неуверенность в собственных силах(за три года почти никакого прогресса), много сипа, тяжелый звук.
В счастью, нашелся преподаватель, который на самом деле понимает, что нужно и в какой последовательности это дать, как исправлять баги, оставленные прошлыми преподами. Что интересно: у всех преподов УЖАСНЫЙ ПАФОС, каждый считает свою методику единственно верной и внушает ее как религию. у Ксении этой звездной болезни нет(пока что), что радует, потому что это МЕШАЕТ.
В общем, ВАЖНО найти именно своего преподавателя.
так что если захотите заниматься вокалом-
1) ищите именно своего преподавателя: пусть наличие дипломов, грамот, записанных альбомов, подписанных контрактов- вас не смущает. Важно общее понимание, а в общем-то даже не крутотень. Позанимайтесь 2-4 месяца- если ничему не научитесь- лучше смените преподавателя. скорее всего проблема не в вас, может быть даже не в преподавателе- а просто в том, что нет взаимопонимания
2) никогда не идите на групповые занятия- это бестолково и еще и опасно
3) если слишком много пафоса- скорее всего это фуфлогоны.
4)если хвастают своими выпускниками- лучше поговорить с этими выпускниками и убедиться, что они клёвость получили именно у этого преподавателя.
5) если хотите петь по-настоящему- лучше заниматься еще и сольфеджио- тогда сможете еще и "расти", а лучше еще ходить на танцы или на сценическое движение. вокалист, вкопанный в сцену- никому нафиг не нужен. только ХОРУ.
6) дорого не значит хорошо, дешево- не значит плохо. разброс цен на уроки вокала в Москве такой: от 500 рублей за урок до 100$ за урок.
7) для вокалиста ОЧЕНЬ много значит опыт выступлений, так что при любом удобном случае - в университете - на капустнике,на фестивалях "юные таланты и не очень ", или на свадьбе у родни, или на похоронах у преподов - старайтесь выступать везде.
а вот один из крутых стандратов в исполнении Селин Дион. запись концерта в Мемфисе в 1997 году
,
Однако, надо заметить, пошатавшись по различным студиям и преподавателям, я поняла, что далеко не каждый человек с музыкальным образованием способен преподавать.
Начнем с самого начала:
Общепринято, что наилучший возраст для начала занятий вокалом(сольным пением со всякими примбамбасами, а не пением в хоре в третьем ряду) - это 14-15 лет. действительно, это так: после полового созревания. Дело в том, что в подростковом возрасте ломается голос не только у мальчиков, но и у девочек- с той лишь разницей, что у девочек это происходит более гладко. У меня это событие было ознаменовано тем, что из первого сопрано в хоре я перебралась во вторые альты(что честно говоря было очень не престижно). Голос не слушался, было много сипа, и было то сложно брать высокие ноты(которые до этого брались на ура ), то тяжело было на низких.
итак, 14-15 лет.до этого возраста лучше освоить фо-но и сольфеджио, хотя многие это и не делают и рады безмерно.
я сама начала в 16.правда мой преподаватель был скорее клоуном с огромным голубым армянским эго:
говорили, что он работал в кабаре,ходили слухи про то, что работает в театре Оперетты. сам он рассказывал,что проучился на психолога, потом пошел в какое-то музыкальное.
что касается преподавания: полный детский сад. Дыхание он даже не пытался ставить. термины "резонатор", "диафрагма", "позиция" даже не произносил.Ему важнее был образ, настроение- грубо говоря картинка. Зато он заставлял много выступать(от дня учителя до дня выборов -на всех фестивалях и праздниках), что было неплохим опытом. так же научил 2м клевым штукам: 1)если не получается взять какие-то высокие ноты- надо их сначала спеть на вдохе- почему-то потом все получается.
2)когда сильно простужен надо наклониться и погонять воздух на быстрых вдохах-выдохах. когда чувствуешь холодок в горле - значит готов петь.
еще большое спасибо ему- давал много женственных сценических костюмов , заставлял краситься и всё такое- если б не он- я наверное так бы и ходила в широких джинсах, потёртых кожаных куртках, расчесывала волосы раз в 3 дня - в общем.... ДААААА
после скандала на последнем звонке - препод был уволен и заниматься с ним больше не представлялось возможности.
когда я поступила в универ- первым делом пошла искать вокальную студию.. нашла..
тогда это называлось "ДЖЕМ". на бесплатное меня туда не взяли, пошла платно...
итак, представьте: никаких выступлений, одни понты вроде "супер европейская школа", "плоский, параллельно-плоский", дыхательная йога, "тщательно подобранная репертуарная программа", "наши выпускники поют в мьюзиклах".
на деле получилось:
место,где 2 раза в неделю на весь вечер зависают довольно странные люди, которые даже не пахнут мьюзиклами, притом преподавательница Янита Геннадьевна Подопригора(а нам называлась другой фамилией) занимается каждым учеником 4-5 минут, а всё остальное время курит на лестнице ДК.всё время ученики предоставлены сами себе: либо чаи гоняют, либо самостоятельно что-то учат.
очень своеобразные дыхательные упражнения с перешагиванием, жужжанием, шуршанием, прыжками,наклонами, очень жесткие и резкие(так реально можно повредить диафрагму).
упражнений с фо-но и с привязкой к вообще нотам- НОЛЬ. упражнения на голос состоят и "шепота" - на шипящие слоги и "плоского звука" - просто покричать на слог "ба", на какой-то мотив, что может привести только к несмыканию связок и множеству интересных встреч с фониатором.
может быть студия для того и создавалась- чтобы покачать деньги для себя и фониаторов без работы не оставить.
каждому ученику записывался диск с вокальными стандартами, которые надо петь.. не обязательно со словами, не обязательно даже петь- можно просто покричать все песни на слог "ба". причем джо песен дело доходило редко, потому что преподша чаще слушала нас на лестнице, пока курила.
репетиционная база нулевая: маленькая каморка в ДК, с китайским синтезатором и магнитофоном. про микрофоны даже и речи не шло.
Насчет выпускников-артистов мьюзикла могу сказать: у каждого педагога или студии есть одаренные ученики, пришедшие от кого-то другого(еще более одаренного)успех которых в общем-то и не связан с конкретным преподавателем, но недобросовестные преподы пользуются этим успехом для рекламы себя любимых. студия "джем" - именно тот случай.
не вижу никаких плюсов: потратила кучу денег, не научилась ничему, слава богу голос не сорвала(на том спасибо).после моего ухода студия продержалась полгода и канула в лету- вместе с преподавательницей, учениками и звездным пафосом.
После спешного ухода оттуда я долго штудировала интернет в поисках более-менее нормальных предложений. где-то месяц ушел на поиски и увенчался.. ну я считаю все-таки успехом.
Р-н-б певица Валери. умница- раскрасавица, выпускница того-то, сего-то, и там-то выступала, и в сериале "Клуб" снималась, поставит дыхание, научит западной манере, использует методику Брета Менинга, который работал с Тимберлейком и пр., репетиционная база в клубе "Инфинити" - ну крутотенная крутотенюшка- подумала я и пошла.
кое-как спела\прокричала "I Will Survive" Глории Гейнор, Валери покачала плечами, потом позвонила, сказала "ну могу предложить вам заниматься, но только с самого нуля".
и снова мне стали ставить дыхание...
правда, как я сейчас понимаю, это было необходимо. из-за предыдущей преподши с ее топорными упражнениями, в теле появилось множество "зажимов", во время пения наглухо зажимались такие мыщцы,которых вообще наверное и нет(уши, лапы, хвост!), так что пришлось МНОГО работать над расслаблением, над управлением диафрагмой и пр.
что было хорошо: все упражнения были записаны в тетрадь, а так же я записывала свои ассоциации , когда делала их правильно, что очень помогает при домашних занятиях. освоила терминологию(причем не только на уровне "я знаю, чё это такое",а еще "я знаю где это и иногда чувствую"

я прозанималась у Валери 3 года и ушла. и дело даже не в том, что итак немаленькая цена взлетела до предельного уровня. просто я взяла столько, сколько могла у нее взять:
в сожалению, какого-то общего понимания не было- приходилось все время возвращаться к самому нижнему уровню, мы не смогли определить, от чего же, кроме зажимов, нужно избавиться в первую очередь, поэтому так и не дошли до мелизмов, импровизации(она не заморачивалась на сольфеджио, а без сольфеджио- нет импровизации), вибрато, срывов в фальцет. так и не построили фундамент для самого звука, хотя дыхание было налажено.
за все три года я выступала 2 раза- один раз в универ меня послали от группы с миссией выступить на экваторе, второй раз - в детском доме в серпухове.
это ОЧЕНЬ МАЛО!конечно, можно было выступать чаще, но это значит выступать в ночных клубах(темно,накурено, пьяные люди, люди под наркотой и всё это с 2 до 5 утра где-то.. а потом еще как-то домой ехать).
Итак, я снова оказалась в поисках своего учителя,который сможет наконец-то дать больше.
я рассудила здраво: хороший музыкант - музыкант, занимающийся не только своим голосом(или инструментом), но и знающий еще как минимум сольфеджио и историю музыки. Конечно, корочка от музыкальной школы у меня есть, а в хоровой студии я занималась у лучшей преподавательницы сольфеджио во всей Москве- Мининой Наталии Данииловны. полученных знаний, к сожалению хватает на то, чтобы написать небольшую муз пьесу,различать тонику, субдоминанту, доминанту - и пр. примитивные вещи. Но музыканту надо знать так же ВСЕ лады народной музыки, включая пентатонику, блюзовую гамму,квадрат, стандартные цепочки, все возможные септаккорды, включая полууменьшённый, уменьшенный, увеличенный, тритоновые замены, разбираться с логикой исполняемого произведения, быть способным импровизировать, а для этого понимать, что происходит в исполняемом произведении.
я решила искать суррогат музыкальной школы, для тех, кто уже чего-то знает, но кому еще есть куда расти. Нашла два такие школы- "красный химик" - это школа для тех, кто тяготит к року.. я бы даже сказала русскому року, к руссскому року, который так хотел бы походить на американской рок 60х-70х.Вроде и цена божеская, и сольфеджио есть.. но когда я узнала, что занятия будут проходить в группах, где на каждого ученика будет уделяться 5-7 минут, замаячили перед глазами моими картинки из студии "Джем". занятия по вокалу должны быть СТРОГО индивидуальные, когда учитель видит и знает твои слабые и сильные места, и может уследить за безопасностью использования твоего голоса(вы знаете,один раз сорвёте голос, а визит к фониатору стоит минимум 1200 рублей, а когда восстанавливаешь голос- надо каждую неделю ездить, а потом все равно можно голос так и не восстановить. и придется вам не петь, а сухари сушить).
короче, даже и звонить не стала.
ух и отчаялась я тогда! но в один прекрасный день я вошла в универ- и прямо перед входом в глаза мои бросилось объявление о молодежной джазовой студии. через 15 минут после этого я позвонила, разузнала, записалась на прослушивание.
конечно, первое ощущение было ужасным: подвал с низким потолком и плохой звукоизоляцией, препод, который меня прослушивал опоздал на полтора часа, вокал слушать особо не стал, но потыкал интервальчики, аккордики(тут я вспомнила Наталию Данииловну добрым словом - потому что для меня это детсад) ну и сказал: "хорошо, берём, вот контракт".
так я стала заниматься в джазовой студии:
занятия 2 раза в неделю: в один день сольфеджио и джаз.ритм., а другой специальность.
что мне понравилось в теоретических предметах:
много групп разного уровня продвинутости, то есть заново ничего не пришлось изучать,
джазовый ритм- с виду предмет дурацкий(сидят взрослые образованные люди и хором бьют барабанными палочками по тряпочкам), хотя семантически неплохой- даёт неплохую базу для начала импровизации(развивает общую "ритмичность", знакомит с разными ритмическими рисунками).
на сольфеджио дается именно то, что нужно , причем на доступном уровне.
не понравилось: помещение полный УЖАС, особенно не зачетных неделях, когда куча людей, кто на саксофоне, кто на фортепиано, кто поёт- все это одновременно, шумно в душном подвале.. ух...
так же немного.. огорчила строгая привязанность к джазу. например мне вокалистке изучать соло Чарли Паркера на саксофоне - это уж слишком.мне неинтересно, неполезно и ненужно! и подборка джазовых стандартов- для диктантов тоже весьма... хм... ну не нравятся мне старые записи жужжащие, шуршащие, и ЧИСТО джазовые и почти всегда чисто инструментальные. мне бы полезнее изучать импровизации , скажем Агилеры, Хьюстон и пр., знать основные вокалистские стандарты, как "All By My Self","I Believe I Can Fly", "Without You".
а теперь главное: ВОКАЛ!
когда я увидела свой новую преподавательницу Ксению Миляеву, я подумала "ну абзац! чему я смогу научится у нее, она же мне ровесница". действительно , ровесница, такая же помотавшаяся по безруким фуфлогонам-преподавателям с громадными амбициям. я ооочень скептически относилась к ее работе, особенно, когда она сказала "ну начнем с постановки дыхания"- ОПЯТЬ??? ну ладно, снова-так снова.Каждый раз меняя преподавателя - он лепит всё с самом начала потому что ему так реально легче и понятнее.
но со временем я стала замечать, что Ксеню я понимаю гораздо лучше всех преподов вместе взятых: она объясняет всё довольно тупо, как мне -горепрограммисту надо нужно: "тут голос, тут переломные звуки, тут фальцет- цель: сровнять по звучанию всё.", "тут используй такой резонатор, тут такой", "тут пускаешь много лишнего воздуха, если подберешь такие-то мыщцы всё получится", "здесь такие-то мыщцы опускаются, такие-тьо поднимаются", "напряги здесь, тут расслабь", "тут опусти язык" - всё грязно и просто!
Набор простых, но эффективных упражнений, который меняется с ростом уровня ученика,среди них есть "силовые" упражнения на дыхалку, есть упражнения на чистых плоский звук, есть на фальцет, есть для верхней части диапазона, есть на низы, есть на расширение диапазона, на артикулицию, на формирование слога и пр..
В общем дело пошло. сначала определили цель: вытащить чистый голос, без сипов и лишних призвуков. стало получаться, и дело пошло дальше очень быстро. К тому же, так как нет возрастной дистанции - легко определить что где непонятно, а так как она также прошла через фуфлогонов - она прекрасно знает, где и какие проблемы могут возникать при обучении.я думаю, если бы такой преподаватель мне попался раньше, всё было бы гораздо проще.
много проблем пришло от старых преподавателей: от Армена Арсеновича- отсутсвие какой-либо позиции и понимания азов, от Яниты - зажимы во всём теле, от Валери - неуверенность в собственных силах(за три года почти никакого прогресса), много сипа, тяжелый звук.
В счастью, нашелся преподаватель, который на самом деле понимает, что нужно и в какой последовательности это дать, как исправлять баги, оставленные прошлыми преподами. Что интересно: у всех преподов УЖАСНЫЙ ПАФОС, каждый считает свою методику единственно верной и внушает ее как религию. у Ксении этой звездной болезни нет(пока что), что радует, потому что это МЕШАЕТ.
В общем, ВАЖНО найти именно своего преподавателя.
так что если захотите заниматься вокалом-
1) ищите именно своего преподавателя: пусть наличие дипломов, грамот, записанных альбомов, подписанных контрактов- вас не смущает. Важно общее понимание, а в общем-то даже не крутотень. Позанимайтесь 2-4 месяца- если ничему не научитесь- лучше смените преподавателя. скорее всего проблема не в вас, может быть даже не в преподавателе- а просто в том, что нет взаимопонимания
2) никогда не идите на групповые занятия- это бестолково и еще и опасно
3) если слишком много пафоса- скорее всего это фуфлогоны.
4)если хвастают своими выпускниками- лучше поговорить с этими выпускниками и убедиться, что они клёвость получили именно у этого преподавателя.
5) если хотите петь по-настоящему- лучше заниматься еще и сольфеджио- тогда сможете еще и "расти", а лучше еще ходить на танцы или на сценическое движение. вокалист, вкопанный в сцену- никому нафиг не нужен. только ХОРУ.
6) дорого не значит хорошо, дешево- не значит плохо. разброс цен на уроки вокала в Москве такой: от 500 рублей за урок до 100$ за урок.
7) для вокалиста ОЧЕНЬ много значит опыт выступлений, так что при любом удобном случае - в университете - на капустнике,на фестивалях "юные таланты и не очень ", или на свадьбе у родни, или на похоронах у преподов - старайтесь выступать везде.
а вот один из крутых стандратов в исполнении Селин Дион. запись концерта в Мемфисе в 1997 году
,